Этиопатогенетические механизмы возникновения дезадаптивных расстройств у человека в процессе обучения

Авторы

  • Алексей Александрович Артеменков ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» Министерства образования и науки России, 162600, г. Череповец, Россия, пр. Луначарского, д. 5 http://orcid.org/0000-0001-7919-3690

DOI:

https://doi.org/10.25557/0031-2991.2018.02.122-128

Ключевые слова:

переходные состояния, дезадаптивные расстройств, факторы риска, патогенетические механизмы, профилактика

Аннотация

Цель исследования. Анализ факторов риска и патогенетических механизмов развития дезадаптивных расстройств (ДР) у человека в процессе обучения. Методика. В работе использованы общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, мысленное моделирование. Результаты. Показано, что пограничные расстройства адаптации имеют бифункциональную природу и характеризуются бессимптомным течением. Установлена роль социогенных факторов среды в возникновении ДР. Акцентируется, что ДР часто формируются в процессе обучения под воздействием неблагоприятных факторов среды и образа жизни. Рассмотрена роль этиологических факторов риска в развитии ДР, обсуждаются особенности течения психосоматических расстройств у студентов, их психофизиологический статус и особенности проявления у них дезадаптации. Детально анализируются современные представления об организации ДР при различных вариантах приспособления организма человека к условиям учебной среды. Обсуждается влияние типологии на уровень адаптации (дезадаптации) организма и системная организация психических функций. Показано ведущее значение в патогенезе ДР активации лимбико-ретикулярных образований, дисфункции срединно-стволовых структур мозга и дезинтеграции корково-подкорковых взаимоотношений. Заключение. Сделан вывод, что понимание механизмов развития ДР позволяет применять различные методы профилактики ДР. Обсуждаются некоторые немедикоментозные и фармакологические средства коррекции ДР и санаторная реабилитация обучающихся. Установление истинных механизмов развития дезадаптивных расстройств обеспечит решение многих вопросов патофизиологии интегративной деятельности мозга. Это в свою очередь позволит найти пути нормализации психосоматических нарушений, применять более эффективные методы медико-психологической помощи населению.

Загрузки

Опубликован

2018-06-04

Выпуск

Раздел

Обзоры

Как цитировать

[1]
2018. Этиопатогенетические механизмы возникновения дезадаптивных расстройств у человека в процессе обучения. Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 62, 2 (Jun. 2018), 122–128. DOI:https://doi.org/10.25557/0031-2991.2018.02.122-128.